Инструкция
по написанию характеристики на учащегося
1
Начните
написание характеристики с общих сведений об ученике. Укажите возраст, менял ли
класс, по какой причине. Дайте словесный портрет ребенка.
2
Далее опишите
физическое развитие ребенка: общее состояние здоровья, имеются ли хронические
заболевания, соответствует ли рост, вес возрастным нормам.
3
Следующий пункт
характеристики – условия семейного воспитания школьника. Укажите состав семьи,
возраст каждого, профессию, место работы. Опишите жилищные условия: есть ли у
ребенка отдельная комната или просто имеется отведенный угол, письменный стол.
Напишите про материальную обеспеченность семьи. Также важно сказать и про общую
атмосферу взаимоотношений: дружелюбная, конфликтная семья и т.п.
Опишите
отношение других членов семьи к школьнику: интересуются его делами, помогают
ему или же наблюдается бесконтрольность, полная самостоятельность. А также
отношение ученика к членам своей семьи: уважение, желание поддержать или
эгоизм, пренебрежение и т.п.
4
Дайте краткую
характеристику класса, в котором учится школьник. Укажите количественный и
половой состав. Охарактеризуйте успеваемость, дисциплинированность, активность
класса в целом.
5
Следующим
пунктом характеристики является положение ученика в классе. Опишите
успеваемость ребенка, его дисциплинированность, какие поручения выполняет в
классном коллективе. Укажите также, какое положение занимает школьник среди
сверстников: лидер, принятый или отверженный, изолированный. Отметьте, является
ли ученик инициатором, организатором каких-либо общественных дел или же
занимает положение созерцателя, исполнителя.
Напишите также
про то, как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно,
серьезно или благожелательно. Опишите, есть ли наличие или отсутствие близких
друзей у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к
сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству.
6
Далее
охарактеризуйте направленность личности школьника. Напишите про нравственные
убеждения ученика: представление о честности, совести, дружбе, порядочности и
т.д. Отметьте и отношение школьника к труду: уважает труд или же относится с
пренебрежением, какие трудовые навыки сформированы, может ли длительное время
заниматься каким-либо делом.
7
Охарактеризуйте
отношение школьника к учебной деятельности: ради чего учится, какие предметы
нравятся больше всего, а к каким проявляет безразличие. Уточните, есть ли у
ученика интерес к спорту, искусству и т.п., насколько развит кругозор,
сформированы ли читательские интересы. Отметьте, имеет ли школьник устойчивое
профессиональное намерение.
8
Следующий пункт
характеристики – самооценка и уровень притязаний ученика. Уточните, является ли самооценка школьника
адекватной или неадекватной (завышенная или заниженная). Уровень притязаний
проявляется в целях, которых ученик желает достичь, он может быть высокий,
средний или низкий.
9
Опишите уровень
интеллектуального развития школьника, степень сформированности общеучебных
умений и навыков: умеет ли выделять главное, умеет ли писать и читать в нужном
темпе, может ли самостоятельно работать с книгой и т.д.
Охарактеризуйте
особенности психических процессов ребенка: степень сформированности
произвольного внимания, какой тип мышления, восприятия, памяти преобладает и
т.д. Отметьте, какие из качеств каждого процесса развиты лучше, а над какими
нужно работать.
10
Напишите про
особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Уточните, какое настроение
преобладает: жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное,
подавленное и т.д. Опишите, как протекают эмоции школьника чаще всего: бурно,
ярко выраженно или наблюдается сдержанность, владение над собой. Также укажите,
как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию, например, когда его
оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в
себе. Как школьник ведет себя, например, на экзамене, во время публичного
выступления: мобилизуется и показывает лучшие результаты или же наоборот.
Оцените,
насколько развиты у ученика решительность, целеустремленность, настойчивость,
смелость и другие волевые качества.
11
Определите,
черты какого типа темперамента преобладают у школьника. Укажите и то,
наблюдается ли усиление каких-то определенных черт характера.
12
Последним
пунктом характеристики являются выводы. Обобщите информацию и определите,
соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия
положительно влияют, а какие негативно. Дайте рекомендации родителям, учителям,
на что необходимо обращать особое внимание при работе с ребенком.
Спасибо. Как часто случается, вроде знаешь как , а вот понадобиться написать и... сидишь, не знаешь с чего начать...
ОтветитьУдалить