суббота, 11 мая 2013 г.

Над Бабьим Яром памятники есть...


Над Бабьим Яром памятники есть
Евгений Евтушенко написал в 1961 году поэму "Бабий Яр", переведенную на 72 языка. Она начиналась строкой: "Над Бабьим Яром памятников нет" и заканчивалась словами: "Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому - я настоящий русский!".
Автор подвергся разносной критике, в том числе из уст Хрущева на скандально известной встрече с деятелями культуры 8 марта 1963 года, а редактор "Литературной газеты" Валерий Косолапов вскоре после публикации "Бабьего Яра" лишился должности.

Писатель Анатолий Кузнецов, ребенком живший в оккупированном Киеве, в 1966 году создал документальный роман "Бабий Яр", отрывки из которого напечатала "Юность". После эмиграции Кузнецова экземпляры журнала изъяли из библиотек. Полностью роман вышел в России только в 1990-х годах.


Решение о строительстве памятника погибшим власти УССР приняли еще в марте 1945 года, но открыт он был лишь накануне 35-й годовщины трагедии, 2 июля 1976 года. Надпись на монументе гласила: "Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру".

29 сентября 1991 года, в день 50-летия начала массовых убийств, в окрестностях Бабьего Яра установили памятник в виде бронзовой меноры, а 29 сентября 2009 года - скульптуру мальчика, читающего приказ оккупантов о явке в Бабий Яр. Появились также отдельные монументы и памятные знаки погибшим детям, футболистам, священнослужителям и украинским националистам.
В 2005 году правительство Украины объявило Бабий Яр историко-культурным заповедником. Строительство здания музея не закончено.
Да, в Бабьем Яру были расстреляны не только евреи, но только евреи были расстреляны здесь лишь за то, что они были евреями"
Виктор Некрасов,
русский советский писатель

Прибывавших евреев встречали украинцы и направляли к тому месту, где те должны были складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, его подгоняли пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми… "
Из воспоминаний немецкого шофера Хефера

Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Всех подводят к открытой яме, затем подводят другую группу... Я слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие: "Мама, мама..."
Из свидетельских показаний Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яру

70 лет назад в Бабьем Яру на северо-западе Киева начались массовые расстрелы. С 29 сентября по 11 октября 1941 года эсэсовцы и их местные пособники убили там практически все еврейское население города - более 50 тысяч мужчин, женщин и детей.
Бабий Яр и Освенцим – самые страшные и самые известные символы Холокоста.


Трагедия Бабьего Яра заставляет вспомнить знаменитый афоризм о равнодушных, которых следует бояться больше врагов.

"Обязаны явиться"

Овраг длиной в два с половиной километра, местами достигающий пятидесятиметровой глубины, был известен под этим названием с 1401 года, когда некая шинкарка продала прилегающую землю доминиканскому монастырю.
19 сентября 1941 года части вермахта вошли в Киев. Первый расстрел в Бабьем Яру случился 27 сентября. Убили 752 пациентов расположенной неподалеку психиатрический клиники. Нацисты, как известно, считали душевнобольных "человеческим мусором".

В тот же день оккупационные власти расклеили по городу около двух тысяч объявлений: "29 сентября еврейское население города к восьми часам утра обязано явиться в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За невыполнение приказа - расстрел".

Эсэсовцы арестовали девять ведущих раввинов Киева и заставили их выступить с заявлением: "После санобработки евреи и их дети будут переправлены в безопасные места". Местом сбора был назначен Бабий Яр.
В конце улицы устроили ворота, за которые людей пропускали группами по 30-40 человек и отбирали у них вещи и одежду. Затем местные полицейские дубинками гнали жертвы к проходам в насыпи на краю оврага. На противоположной стороне сидели пулеметчики. Тела расстрелянных скатывались по откосу на дно. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землей.
В первые два дня было убито 33771 человек. 1, 2, 8 и 11 октября расстреляли тех, кто не явился по приказу - около 17 тысяч человек.
Массовые расправы в Бабьем Яру продолжались до конца оккупации Киева в ноябре 1943 года. Расстреливали заложников, подпольщиков и партизан, узников находившегося неподалеку Сырецкого концлагеря, цыган и караимов.

10 января 1942 года были убиты около ста захваченных в плен матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии, 18 февраля 1943 года - участвовавшие в знаменитом "матче смерти" игроки киевского футбольного клуба "Динамо" Николай Трусевич, Иван Кузьменко и Алексей Клименко.
Бабий Яр стал местом уничтожения пяти цыганских таборов. Там же был расстрелян 621 член Организации украинских националистов, выступавших за независимость Украины, в том числе поэтесса Елена Телига и ее коллеги по редакции газеты "Украинское слово".

В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание 329 заключенных Сырецкого лагеря, которых заставляли откапывать и сжигать трупы. Восемнадцать человек из них сумели бежать и спастись.

Точное число жертв, покоящихся в гигантском массовом захоронении, установить не удалось. Наиболее достоверная цифра - 70 тысяч, но некоторые источники говорят о 100-120 тысячах.
Главный инициатор массовых убийств, командир зондеркоманды 4а айнзатцгруппы С Пауль Блобель после войны был осужден американским военным судом и повешен в Нюрнберге 7 июня 1951 года. Военный комендант Киева генерал-майор Курт Эберхард и гражданский губернатор (генеральный комиссар) города Хельмут Квитцрау к ответственности не привлекались и умерли своей смертью в ФРГ. Начальник местной полиции Андрей Орлик 25 июля 1942 года был застрелен неизвестным на улице Киева.

Запад и Восток

Изуверская сущность нацизма не зависела от географической долготы. Однако между Холокостом в Европе и на оккупированной советской территории были два бросающихся в глаза отличия.
Первое - процент уцелевших.
До "хрустальной ночи" в ноябре 1938 года нацисты хотя бы отчасти считались с мировым общественным мнением. Евреев лишали прав, обирали и запугивали, но, за редкими исключениями, не убивали, и примерно две трети из 600 тысяч немецких евреев сумели уехать.
Из 350 тысяч евреев Франции погибли 83 тысячи. Пережили Холокост около 40% польских, а также четверти чешских, голландских и бельгийских евреев.
Когда после захвата Дании оккупанты приказали местным евреям нашить на одежду желтые звезды, король и королева сделали то же самое и вышли в таком виде на копенгагенскую набережную. Через несколько дней все датские евреи - около восьми тысяч человек - переправились морем в Швецию при полном содействии властей и населения.
Правительства стран-сателлитов, кроме Румынии, твердо заявили, что не потерпят убийства своих граждан. Приступить к "решению еврейского вопроса" в Италии и Венгрии нацисты смогли лишь в 1943-1944 годах после их оккупации.

Из трех миллионов евреев, оказавшихся в руках нацистов на советской территории, погибли 2,825 миллиона человек - около 94%.
Немногие выжившие находились, в основном, в румынской зоне оккупации. Первое время люди Антонеску зверствовали не меньше гитлеровцев, но после Сталинграда прекратили убийства и даже разрешили доставку узникам гетто международной гуманитарной помощи.
Второе отличие заключалось в том, что в Европе, и в самой Германии сам факт физического уничтожения евреев являлся одним из пресловутых "секретов рейха".
Обреченным сначала приказывали нашить на одежду желтые звезды, потом концентрировали в гетто, и лишь затем, часто через несколько лет, отправляли на гибель. Лагеря смерти строились подальше от людских глаз, жертв везли туда поездами через всю Европу, загружая в военное время железнодорожный транспорт. Местная полиция охраняла гетто и выполняла конвойные функции, но непосредственного участия в убийствах не принимала, по крайней мере, на западе континента.
Населению при этом лгали, будто евреев всего лишь выселяют из городов. Конечно, те, кто не желали быть обманутыми, могли сообразить, что дело нечисто, но рядовые немцы, отвечавшие после войны на возмущенные вопросы союзников, что ничего не знали о Холокосте, возможно, не так уж и лукавили.

После крушения рейха американский губернатор Баварии Джордж Паттон распорядился показывать документальный фильм об Освенциме по месту работы в день получки. В кассу - через кинозал!
На Востоке евреев далеко не возили, а убивали немедленно, на глазах у всех, и с массовым привлечением желающих поучаствовать.
Весь Киев знал, что происходит в Бабьем Яру. Основную, и самую грязную часть "работы" - раздевать людей, отрывать детей от родителей и палками гнать под пулеметы - выполняли местные коллаборационисты, составлявшие около 70% "персонала".
Значительную часть полицейских, во всяком случае, в сентябре 1941 года, немцы привезли в Киев из Галиции. Но и многие коренные горожане вели себя не лучшим образом.
На весь громадный Восточный фронт Берлин направил четыре айнзатцгруппы общей численностью три тысячи человек, из которых шестьсот составляли шоферы, переводчики, связисты и прочие технические сотрудники. По замечанию историка Марка Солонина, такими силами в чужой стране эсэсовцам пришлось бы выяснять, кто здесь еврей, ровно ту тысячу лет, на которую они запланировали существование своего рейха.

Треть киевских евреев не явилась 29 сентября в Бабий Яр, но меньше, чем за две недели, практически все они были выявлены и убиты.

Известны имена 29 раненых, которые сумели выкарабкаться ночью из-под горы трупов и найти партизан. Число евреев, переживших оккупацию в городе, точно не известно, но, по имеющимся данным, не превышает десяти человек. Шансов быть недостреленным оказалось больше, чем шансов быть не выданным.

Возник специальный термин "шмальцовщики", обозначавший людей, которые вымогали у знакомых евреев деньги, вещи и драгоценности, а, обобрав до нитки ("вытопив смалец"), выдавали полицаям. Просто так слова в языке не появляются. Значит, явление было достаточно распространенным.

Моральное растление

Многие историки объясняют эту разницу в поведении широким участием советских евреев в Октябрьской революции и установлении большевистской власти.
Убитые в Бабьем Яру не были комиссарами, чекистами и "жирующим начальством", но нацисты сполна использовали принцип коллективной ответственности. Самым распространенным лозунгом на листовках, которые они разбрасывали с самолетов над отступающими колоннами Красной Армии, был лозунг "Бей жида-политрука!".
Первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко уже на четвертый день войны докладывал Сталину, что "вся их агитация, устная и письменная, идет под флагом борьбы с жидами и коммунистами, что трактуется как синонимы".

Ряд исследователей, в частности, Марк Солонин и Андрей Буровский, указывают и другую причину: моральное растление, которому подвергся советский народ за предшествовавшую трагедии четверть века.
В Европе Холокост приходилось маскировать, потому что у жителей цивилизованных стран уничтожение ни в чем не повинных людей могло вызвать только ужас и отвращение. Аргумент, что "евреи Христа распяли", в XX веке уже не работал, а объявление целого народа расово неполноценным только насторожило бы подавляющее большинство голландцев или французов: сегодня они так с евреями, а завтра с кем?

Советских граждан приучили к массовым убийствам без суда и личной вины, репрессиям по абсурдным обвинениям и за чужие грехи, обязанности доносить, и к тому, что заступаться за гонимых смертельно опасно: умри ты сегодня, а я завтра.
Для людей, видевших красный террор, раскулачивание и Голодомор, в Бабьем Яру не происходило ничего из ряда вон выходящего: вчера стреляли одних, сегодня других.

Позиция государства

Вплоть до перестройки в СССР говорили о Холокосте глухо, и, в основном, для внешнего употребления. Сам термин, давно известный всему миру, почти не использовался. Применительно к жертвам, погребенным в расстрельных рвах, речь велась о неких абстрактных "наших людях".
В опубликованном после освобождения Киева сообщении Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК) о трагедии Бабьего Яра, по указанию Молотова слово "евреи" было заменено на "мирные советские граждане".
40 лет ни в одном советском городе, кроме Минска, не было монумента, специально посвященного жертвам геноцида, а на воздвигнутом по инициативе общественности памятнике в Невеле (Псковская область) в конце 1940-х годов шестиконечную звезду с помощью молотка и зубила превратили в пятиконечную.
Директива Ставки № 45 от 2 июля 1941 года "О порядке эвакуации населения и материальных ценностей" представляла собой детальный документ, содержавший, в частности, инструкцию "больных лошадей уничтожать на месте", но ни слова - о первоочередной эвакуации евреев, или, хотя бы, их детей.

Конечно, организованно вывезти на восток миллионы людей в обстановке лета 1941 года было нереально, но власти даже не бросили клич: "Спасайся, кто может!", хотя всех остальных граждан при "новом порядке" ждала тяжелая безрадостная жизнь, а евреев - неминуемая лютая смерть.
Со времени подписания пакта Молотова-Риббентропа и до самого начала войны советская пресса писала о Германии только в положительном или нейтральном ключе. Украинские и белорусские евреи понятия не имели о Холокосте и жили представлениями о "культурных немцах" образца 1918 года.
Уже упоминавшемуся Пантелеймону Пономаренко хватило цинизма, чтобы упрекать евреев за недостаточно активное сопротивление оккупантам. При этом он сам и его окружение сбежали из Минска за три дня до подхода немцев.
Среди опубликованных в последние годы документов Центрального штаба партизанского движения не обнаружено ни одного приказа, направленного на спасение евреев, хотя, скажем, в польской Армии Крайовой имелся специальный отдел "Рада помощи жидам"
(в польском языке слово "жид" является общеупотребительным и не имеет негативной окраски).

Куреневская катастрофа

По мистическому совпадению, ровно через 20 лет после трагедии роковое место снова потребовало крови.
После войны Бабий Яр остался без присмотра и превратился в стихийную свалку. Дети рылись в земле в поисках черепов, взрослые - золотых зубных коронок.
"Куреневка представляла собой страшное зрелище: на всем пространстве, сколько видел глаз, усталые солдаты, по колено в грязи, раскапывали погибших, продвигаясь в выкопанных траншеях. Когда вытащили кроватку с ребенком наших соседей, я не выдержал и убежал "
Дмитрий Курнатовский, очевидец
В 1951 году овраг отгородили земляной дамбой и начали сливать в него жидкие отходы расположенного неподалеку кирпичного завода. В 1959 году городские власти решили полностью засыпать Бабий Яр и устроить на костях погибших парк с аттракционами.
В понедельник 13 марта 1961 года около половины девятого утра в результате бурного таяния снега дамбу прорвало и грязевой вал шириной в двадцать и высотой в четырнадцать метров обрушился на городской район Куреневка.
Согласно опубликованному впоследствии официальному отчету, погибли 145 человек. Современные исследователи, ссылающиеся на воспоминания киевских медиков, говорят о примерно полутора тысячах жертв.
Пульпа залила территорию в 30 гектаров, разрушила 244 дома, стадион и трамвайное депо.
Власти скрыли информацию о катастрофе. Некролог напечатала только местная газета "Вечерний Киев". В городе на несколько дней отключили междугороднюю и международную телефонную связь.
На предприятиях запретили проводить гражданские панихиды. Многие жертвы были похоронены на разных кладбищах в Киеве и за его пределами с указанием в документах вымышленных дат и причин смерти. Часть тел, по свидетельствам очевидцев, осталась в затвердевшей пульпе.

Так выглядел Бабий Яр в 1941 году
Самолеты "Аэрофлота" меняли маршрут, чтобы пассажиры не увидели с воздуха последствия трагедии.
Расследование и суд над виновниками случившегося проходили в режиме секретности. Шестерых должностных лиц за несоблюдение техники безопасности приговорили к лишению свободы. Главный инициатор застройки Бабьего Яра, председатель горисполкома Алексей Давыдов, наказан не был.
Люди говорили друг другу: "Бабий Яр отомстил!".
Часть Бабьего Яра власти все-таки засыпали и использовали территорию для строительства. Облик страшного места сильно изменился, останки погибших навеки остались под многометровой толщей земли.

4 комментария:

  1. Об этом нужно помнить, нельзя забывать...

    ОтветитьУдалить
  2. Накануне праздника посмотрела фильм об этом. Многого не знала. Была поражена. С людьми так нельзя!

    ОтветитьУдалить
  3. Страшно вспомнить, нельзя забыть.. Почти в каждом белорусском городе есть свой Бабий Яр.
    В Минске есть памятник "Яма", 100 тыс евреям, расстрелянным в городе. У нас в Бобруйске есть Каменка..

    ОтветитьУдалить
  4. Да, бесчеловечно, против жизни человека на Земле!

    ОтветитьУдалить