Олимпиады

Комплексная работа по русскому языку и литературе
10 класс

1. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

2.Восстановите фразеологизмы, объясните их значение.
1) …   деревни;
2) …   обетованная;
3) …   насущный;
4) …   на час.

3. Определите, какие из слов имеют следующее строение: приставка – корень – суффикс – окончание. Произведите морфемный разбор выбранных слов.
1)безусый;
2)полегоньку;
3)полуовальный;
4)принёс;
5)подсказка;
6)прибой;
7) межпланетный;
8)полюбивший;
9)примерочка;
10)достроен.

4. Определите, по каким признакам предлоги объединены в группы.
1)в течение, в отличие от, вокруг;
2)около, наподобие, между;
3)благодаря, вопреки, согласно;
4) в целях, для, за.

5.Заполните  таблицу «Способы выражения несогласованных определений»

Способ выражения
Пример
1.
Существительное в косвенном падеже

2.

Дом напротив
3.
Неопределённая форма глагола(инфинитив)

4.

Платье бежевого цвета
5.

Девушка постарше
6.
Неизменяемое прилагательное

7.

Её портфель

    6.Найдите «третье лишнее». Охарактеризуйте предложения по составу.
1)У нас положено этот праздник  всегда отмечать. 2) Ради победы всё здоровье было положено.  3) Вам по должности положено выступать на совещаниях такого рода.

7.Запятые не ставятся на месте пропусков в предложениях:
1)Весь день она была … как на иголках.
2)На коня потом вскочу, в степь… как ветер … улечу.
3)Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя … как друга юных лет.
         4) Наиболее славен Крым … как край чудесных целебных сил природы.
         5) Во время войны возникло ощущение Америки … как страны сказочного богатства и щедрости.
         6) В Эрмитаже, где хранится теперь эта скульптура, она известна … как портрет сириянки.
         7) Я сердце своё … как боксёр – кулак для боя в степях берегу.

1.     Каким героем и в каком произведении произнесена реплика:
1)    «Вот злонравия достойные плоды».
           2) «И точно, начал свет глупеть…».
           3)  «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

9.Кому из героев поэмы «Мёртвые души» соответствуют приведенные характеристики?
1) «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».
2) «Помещик …ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».
3) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак».

10.Найдите среди перечисленных произведений «лишнее». Объясните свой выбор.
«Переполох», «Тоска», «Шинель», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия».


Ответы
10 класс
1 . 2
За правильный ответ – 1 б.
2. 1) потёмкинские деревни -  показное благополучие;
    2) земля обетованная – место, где царит благополучие, куда все стремятся;
    3) хлеб насущный – то, что необходимо для жизни, основа существования;
    4) калиф на час – человек, получивший власть случайно, на короткое время.
За каждый  фразеологизм – 1 б.,  за каждое объяснение – 1 б.
3. 1)без –ус- Ø – ый,  4) при- нёс – Ø -   нулевое окончание, 5) под –сказ- к – а, 6) при- бой - Ø -   нулевое окончание, 7) меж- планет – н – ый, 10)до –стро – ен – нулевое окончание.
За каждое правильно разобранное слово – 1 б.
4. 1)производные;
   2) простые;
   3)употребляются с дательным падежом;
  4) выражают целевые отношения.
За каждый правильный ответ – 1 б.
5.

Способ выражения
Пример
1.
Существительное в косвенном падеже
Дама с собачкой
2.
Наречие
Дом напротив
3.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Мечта учиться
4.
Несвободное словосочетание
Платье бежевого цвета
5.
Форма сравнительной степени прилагательного
Девушка постарше
6.
Неизменяемое прилагательное
Цвет беж
7.
Неизменяемое притяжательное местоимение
Её портфель
За каждый правильный ответ – 1 б.

6. 2), так как это предложение двусоставное, остальные предложения односоставные.
За правильный ответ – 1б.

7. 1), 4), 5), 6).
За каждый правильный ответ – 1 б.

8.1)Стародум,  Д. И. Фонвизин «Недоросль».
2) Чацкий, А.С.Грибоедов «Горе от ума».
3) Печорин, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
Правильно названный герой – 1 б., правильно указанное произведение – 1 б.

9.1)Чичиков. 2)Манилов. 3)Плюшкин.
За  каждый правильный ответ – 1 б.

10.«Шинель» Н.В.Гоголь, остальные – рассказы А.П.Чехова.

За полный ответ – 2 б.



Комплексная работа по русскому языку и литературе
11 класс
1.Восстановите высказывание, заполнив пропуски.
1) Буквосочетания дц, тц, тьс произносятся как  […], например …, …, … .
2) Сочетания согласных сш, зш произносятся как  […], например …, … .
3) Сочетания согласных шч , сч, ссч произносятся как  […], например …, …, …

2.Какие лексические явления используются в следующих отрывках?
1) Поэт издалека заводит речь,
Поэта далеко заводит речь. ( М. Цветаева)
2)Любил студентов засыпать он, видно, оттого,
Что те любили засыпать на лекциях его. ( С. Маршак)
3)Перед ним толпа бежала,
Быль и небыль разглашала. ( А. С. Пушкин)
4)Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моём гостящая дому. ( Е.Евтушенко)

3.Способ образования слов определён правильно в примерах:
1) быстрорастворимый (сложение);
2)защитить докторскую (суффиксальный);
3)побелка (приставочно-суффиксальный);
4)восхождение (суффиксальный);
5)вспомнить  прошлое (субстантивация);
6)кораблекрушение (сложение);
7)скоропортящийся ( слияние);
8)седобородый (сложение в сочетании с суффиксальным способом);
9)посчастливиться (приставочно –постфиксальный).

4. Найдите «лишнее» слово в каждом ряду и объясните свой выбор.
1) лисий хвост, собачья преданность, черепашья неповоротливость, медвежья услуга;
2) каждый, всякий, любой, какой,  другой;
3)по причине, несмотря на то что, в отличие от, в течение, вследствие;
4)волноваться, слушать,  существовать, болеть, влюбляться.

5.Какие утверждения являются верными?
1)Отглагольное прилагательное загорелый имеет краткую форму.
2)Существительное дождина относится к женскому роду.
3)Глагол захотеть относится к первому спряжению.
4) Слово вокруг  может быть  наречием и  предлогом.
5)В предложении Опыт позволяет нам не повторять одну и ту же ошибку простое глагольное сказуемое.
6) В предложении  Ни один художник не в силах передать этого перелива красок  составное именное сказуемое.

6.Определите тип придаточной части, укажите, союзом или союзным словом является слово как.
1)Всё будет так, как я хочу (В.Высоцкий).
2)Сильвио стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке (А.Пушкин).
3)Я недаром печальной слыву с той поры, как привиделся ты ( А. Ахматова).
4)Помните, как на войну провожали? (Ю.Левитанский)
5)Каждый вечер, как синь затуманится, как повиснет заря на мосту, ты идёшь, моя бедная странница, поклониться любви и кресту (С. Есенин).

7. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1)Стрелочник вовремя заметил, что лопнула левая рельса.
2)Речь Катерины является наиболее яркой в галерее женских образов
А. Н. Островского.
3)Прочитав работу вторично, мне думается, что основная мысль выражена в ней правильно.

8.Верны утверждения:
1)Автор повести «Бедная Лиза» является также автором  12-томной «Истории государства Российского».
2)Основателем русского реализма является В.А.Жуковский.
3) Символисты вошли в литературу двумя волнами: старшие символисты и младосимволисты.
4)И. Бунин в 1900-е гг. переживает период увлечения модернизмом.
5)Романы «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» входят в «великое пятикнижие» Ф.М.Достоевского .
6)Значительное место в философии Евгения Базарова занимал Наполеон Бонапарт.
7)Хронотоп – время и пространство, в которых разворачивается сюжет художественного произведения.
8)Строки стихотворения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе/ Я забывал на горестной земле…» написаны ямбом.

9.Определите произведение и его автора по месту действия.
1) Марьино.
2)Калинов.
3)Глупов.
4)Отрадное.

10.Какое из утверждений более соответствует задачам искусства по Маяковскому?
1) «Искусство для искусства».
2) «Искусство и политика несовместимы».
3) «Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства».




Ответы
11 класс
                 _
1.     1)[  ц  ], двадцать, отца,  бороться.
        _
2) [  ш  ], несший, везший.
                  _
          3) [  ш'  ], веснушчатый, расчёт, рассчитать.
За каждый правильный ответ – 0,5 б.

2.     1) Полисемия (/ многозначность).
2) Омонимия.
3) Антонимия.
4) Паронимия.
За каждый правильный ответ – 1 б.
3.     4), 5), 6), 7), 8).
За каждый правильный ответ – 1 б.
4.     1)Лисий хвост ( притяж. прил., остальные – качественные).
2)Какой (относительное  местоимение(/вопросит.), остальные – определительные).
          3) Несмотря на то что (союз, остальные – предлоги).
          4) Слушать (переходный глагол, остальные – непереходные).
За каждый правильный ответ – 0,5 б.,  правильное объяснение в каждом примере – 0,5б.
5.     4), 5).
За каждый правильный ответ – 1 б.
6.     1) образа действия, союзное слово;
2) сравнительная, союз;
3)определительная, союзное слово;
4)изъяснительная, созное слово;
5)времени, союз.
За каждый правильный ответ –  по 0,5 б.
7.     1)Стрелочник вовремя заметил, что лопнул левый рельс.
2)Катерина – наиболее яркий женский образ в пьесах А.Н.Островского.
3)Прочитав работу вторично, я понял, что основная мысль выражена в ней правильно.
За каждый правильный ответ – 1 б.
8.1), 3), 5), 7), 8).
За каждый правильный ответ – 1 б.
9.1) И.С.Тургенев «Отцы и дети».
2)А.Н.Островский «Гроза».
3)М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города».
4)Л.Н.Толстой «Война и мир».
За правильно названное произведение – 0,5 б., автора – 0,5б.


2 комментария:

  1. Очень интересные задания! Ребята будут выполнять с удовольствием!
    С Вашего разрешения, Алина Ивановна, дам ссылку нашим олимпионикам-старшеклассникам: пусть проверят, не забыли ли материал, изученный несколько лет назад.
    Хорошо бы видеть здесь и ссылки на словари, к которым можно обратиться тому, кто затрудняется самостоятельно выполнить предложенные задания: пусть сам добудет информацию!

    ОтветитьУдалить