четверг, 25 июля 2013 г.

Экскурсия по городу Гродно.

 Гродно - один из старейших городов Беларуси. Город известен с начала 12 века, первые упоминания появились в русских летописях. Это  уникальный, неповторимый город. Он очень красивый и гармоничный в своей исторической застройке.
Начнем мы с Вами экскурсию  с удивительного памятника. Это Коложская церковь.

 Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь в Гродно - одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Белоруссии. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником. Это главная достопримечательность города, так сказать, его визитная карточка. Каложа - единственная постройка Гродненской архитектурной школы, сохранившаяся до наших дней.

         Церковь была построена в первой половине 12 века, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1183 года (по некоторым источникам 1184 года), который уничтожил соборную ("Нижнию") церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве.

       При церкви был основан мужской Борисоглебский монастырь. После смерти Богушей-Боговитиновичей, его благотворителей,  патронат над монастырем приняли Воловичи, которые расхищали монастырское имущество. После смерти Гринко Воловича польская королева Бона отдала монастырь его супруге католичке, которая его грабила, истребляла леса и рощи и издевалась над монахами. При самом начале унии монастырь был обращен в униатский с титулом архимандрии. Местность, где стоял монастырь, разрушена водой р. Неман.  
          Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора - Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы. Сегодня это единственное сохранившееся здание, относимое специалистами к гродненской архитектурной школе XII века, аналогов которой нет в истории восточных славян. Ее особенности: использование в кладке стен шлифованных цветных валунов вперемежку с древним кирпичом - плинфой, украшение стен фигурными керамическими плитками, создающими изображения крестов и различных геометрических фигур, а также встроенные голосники - глиняные амфоры, создающие в помещении особую акустику и придающие легкость строению.

       Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. К сожалению,  она сохранилась лишь частично: ее своды и купол исчезли давно, а во время оползня в 1853 году полностью обрушилась южная стена. В 1896 году на средства Иосифа, епископа гродненско-брестского, стена была заменена деревянной, легкой. Поэтому часть стен церкви сделана из обычного кирпича, а крыша - из обычного кровельного железа. Сохранились северная и часть западной стены, 3 апсиды и 2 западных подкупольных столба. Кирпичный 6-столпный 3-апсидный крестово-купольный храм. До нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. При реставрации в 1870 году были открыты домонгольские фрески в конхах.
           Церковь стоит на самом краю берега: от обрыва южную стену отделяет  около двух метров. С 1995 по 2005 годы специально для сохранения церкви городские власти при поддержке ЮНЕСКО (Борисоглебская церковь включена в список памятников мировой культуры) проводили работы по укреплению берега. Сейчас здание вне опасности.
Каложа - действующая церковь: ежедневно в ней проводятся службы. Длинна около 21,5 м, ширина 13,5 м. Толщина стен около 1,2 м. Столбы круглые (диаметр около 1,2 м), на прямоугольных цоколях, вверху постепенно приобретают крестообразную форму. Несмотря на очень маленькие размеры церковь изнутри выглядит просторной, благодаря тонким стенам и особой конструкции опор, которые имеют эллипсовидную форму. Стены Борисоглебской церкви сделаны из плоского кирпича - плинфы и декорированы майоликовой плиткой и плоскими валунами. Кроме того, в стены встроено большое количество полых глиняных сосудов - голосников, что делает акустику церкви уникальной. Такая отделка, а также голосники является отличительной чертой Гродненской школы зодчества, весьма распространенной во времена Галицко-волынского княжества.
            Внутренняя отделка церкви выполнена уже в 20 веке, однако в некоторых местах сохранились фрагменты расписных фресок двенадцатого столетия.

Интересно!!! Борисо-Глебская церковь имеет другое название. Почему? Название Каложская исследователи объясняют двояко. По первой версии, оно пришло в Гродно из Псковского пригорода Каложа, захваченного в 1406 году князем Витовтом,  вместе с пленными и поселенными возле Борисо-Глебской церкви псковичами.
По второй версии, слово произошло от славянского названия местности Коложень.

А мы с Вами отправляемся дальше. Еще один удивительный памятник архитектуры и культуры.
 Собор  святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) - это одна из визитных карточек Гродно. Костел стоит на главной площади города, двери открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов.  Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых.

          Однако осуществляться замысел правителя начал лишь много лет спустя, уже после его смерти. В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.        
  Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

  Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь - это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. "Фарный" в самом центре города, это как Эйфелева башня в Париже - заметна отовсюду. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.

          Вначале основной фасад был довольно несложен, 2 его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам 2 башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.  
     
   Одна из главных достопримечательностей костела - деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный после этого под мрамор. Специальную красоту внутреннему убранству придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, красиво оформленные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Его убранство и в настоящий момент поражает фантазия: удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи - иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения основного храма гродненщины.  Фресковая роспись 1752 года состоит из многосюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах. Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву из г.п. Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал - из цельной липы. По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

      Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи. При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористка витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.
В одной из башен размещены уникальные маятниковые часы.  Длительное время считалось, что они изготовлены в XVII веке, хотя не так давно при тщательном обследовании историки установили, что городские часы в Гродно существенно старше часов в Праге, которые раньше признавались старейшими. Механизм часов сделан в конце XV столетия. Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует. Интересно, что в XIX - начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию, позже польские власти приняли решение поменять допотопный механизм на прогрессивный, хотя не успели. После этого часы многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. И вот после долгих лет молчания 23 июня 1987 года горожане услышали звон часового колокола. И теперь, несмотря на почтенный возраст, эти башенные часы идут секунда в секунду.


  Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза - 60-килограммового камня, который опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Часовая стрелка на их циферблате имеет метровую длину, минутная - 115-сантиметровую. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут - два удара, 45 - три, а ровно в час - четыре.
         Художественную и историческую ценность представляли собой храмовые колокола, отлитые в 1665 году. Три из четырех, в том числе большой часовой, в годы Первой мировой увезены в Германию. Новые колокола появились в 1938-м.
        Бесценной можно с полным правом считать и еще одну храмовую святыню - икону Матери Божией Конгрегатской, дарованную гродненцам Папой Римским и находящуюся в городе с 1641 года.

         За столетия Фарный оброс легендами и былями. Так, гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла древний костел. А позже, в шестидесятые годы ХХ века, его сохранили сами горожане. Тотальная борьба с религией, как известно, сопровождалась уничтожением христианских ценностей, и Фарный также попал в этот черный список. Однако, узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали здесь осаду, сутками напролет не покидая здание. И отстояли свою Фару. Благодаря им Кафедральный собор сегодня по-прежнему украшает центральную площадь Гродно.


Еще один удивительный собор... В этом соборе я очень люблю бывать.
 В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала. Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.

           Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов.
          В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Православное духовенство города Гродно не только совершало напутственные молебны в дни отправки с железнодорожные станции военных эшелонов на Дальний Восток, благословляло солдат и офицеров крестами, иконками, но и участвовало в сборе пожертвований в полк больных и раненых воинов, а также членов их семейств. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма.
           Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел,  неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью.

Освящение храма совершилось 30 сентября 1907 года.Посвящение собора празднику Покрова Пресвятой Богородицы было неслучайным: с одной стороны, это символизировало заступничество Богородицы за родную землю, а с другой - отмечало начальный этап сражения на реке Шахе, закончившегося безрезультатно, но с огромными потерями для воюющих сторон. Символический смысл храма-памятника не исчерпывался его посвящением. Большое значение имел учрежденный вскоре крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим, где Свято-Покровский храм должен был обозначать Град Небесный. Помимо религиозного смысла это шествие напоминало современникам о героизме воинов, павших на поле брани. При этом храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в новый храм такие реликвии этой войны как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев.

           Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы.


        Продолжим наше путешествие и направимся в драматический театр.

            Гродненский областной драмтеатр был создан в сентябре 1947 года на базе переведенного в Гродно Бобруйского областного драматического театра. Первым художественным руководителем театра стал Н.Ковязин (до 1950).

           Открылся театр 20 октября 1947 года спектаклем "Правда хорошо, а счастье лучше" А. Островского (режиссёр Н. Ковязин). Вначале театр сохранял прежний курс, в котором важное место отводилось классическим произведениям (примерно треть репертуара). В этот период яркими были постановки классики: костюмные пьесы П. Кальдерона, К. Гольдони, О. Голдсмита, Ф. Шиллера, психологические произведения А. Островского, И. Гончарова, М. Горького, С. Найденова. 
 Театр много гастролировал, побывал в России, Польше, Болгарии, Германии. Неоднократно становился призёром и дипломантом театральных фестивалей и конкурсов. Сегодня афиша театра разнообразна и по жанрам, и по тематике. В ней по-прежнему сочетаются как произведения белорусской и зарубежной  классики, так и пьесы современных зарубежных и отечественных авторов. Значительный вклад в творчество театра внесли народный артист Беларуси Яков Кимберг, заслуженные артисты Беларуси Мария Ковязина, Галина Панкрат, Арнольд Биричевский, М.Останкова, Георгий Глиноецкий,  Александр Царев, С.Иванова, Витольд Гречинский, Сергей Александров, Петр Филиппов, Людмила Сторожева, Юрий Никитин, Тамара Николаева, Виктор Смачнев, Владимир Мищанчук, Людмила Дементьева, Нелли Короткевич, Валерий Смирнов, Александр Марцинюк, Елена Гайдулис, заслуженные артисты РСФСР Александр Леонов, Юрий Трошкеев.

           В 2011 году Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 85 от 26.01.2011 коллективу Гродненского областного драматического театра присвоено почетное звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь" за высокие достижения в области театрального искусства и значительный вклад в развитие национальной культуры. 
          В начале спектакли проходили в здании театра гродненского старосты А. Тизенгауза, построенном в 1780-е гг. В 1859 оно было увеличено за счёт пристроек, в 1940 надстроен 3-й этаж, в 1975 проведена реконструкция, увеличена сценическая коробка.
         С 1984 года театр работает в новом здании. Авторы проекта - архитектор Геннадий Мачульский. Центральный вход украшает трехфигурная скульптурная группа «Пегас», скульптор Леонид Зильбер. Скульптурно-живописные композиции и настенные росписи, украшающие фойе большого и малого залов выполнены художниками Ириной Лавровой, Игорем Пчельниковым, Владимиром Неклюдовым. Новое здание состоит из основного объема (с главным зрительным залом, вестибюлем и фойе) и П-образного в плане 3-этажного административно-служебного корпуса. Здание представляет собой синтез архитектуры с монументально-изобразительным искусством. Главный зрительный зал (с амфитеатром и балконом) рассчитан на 702 места, малый зал - на 216 мест.
 Еще один театр приглашает нас, своих гостей...

Кукольный театр является одной из главных достопримечательностей города Гродно. Эта самая старая театральная сцена в Беларуси. Именно на его сцене работала первая в Гродно профессиональная труппа Антония Тизенгауза.
           Здание театра имеет богатую историю. Построенное в 1772году архитекторами Мезером и Сакко, оно предназначалось для подскарбия надворного литовского Антония Тызенгауза. Здание было соединено с дворцом Тызенгауза крытым переходом.  Зал был сформирован по «итальянской кривой». Представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру. Имел  22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами декораций. В 1859 году после реконструкции объем  здания  увеличился. Балкон над входом в театр появился во время ремонта в тридцатых годах прошлого столетия. В 1940 году благодаря надстройке третьего этажа стал вместительнее зал. В 1975 году театр снова реконструировался. Были расширены сценическая коробка и зрительный зал. 
           Трёхэтажное здание с высоким цоколем имеет в плане сложную конфигурацию, завершено 4-скатной крышей. Главный фасад асимметричен, оформлен пилястрами. Над входом в левом крыле большой балкон, поддерживаемый 4 колоннами, обработаннымит рустом. Боковой фасад оформлен пилястрами, прорезан прямоугольными окнами с сандриками и треугольными фронтонами в завершении.
          Театр окружён парком Жилибера, который был заложен как ботанический сад Жаном Эммануэлем Жилибером в 1775-1781годах. Сейчас это популярное место отдыха горожан, хотя от ботанического сада остались только некоторые деревья-долгожители.
          Интересен такой факт. В 1802 году во время торжеств по случаю создания Гродненской губернии, на которых присутствовал Александр I, в театре упала штукатурка. Император сразу же выделил на ремонт  здания  2 тысячи рублей. Для сравнения: один гусь в ту пору стоил 16 копеек.
           В 1802-1809 годы в здании действовал постоянный театр Дешнер, в 1846-1852 годы постоянный дирекционный русско-польский театр, в 1926-1929 годы выступала труппа виленского театра «Редута» Ю.Остервы, в 1928-1939 - польский театр им. Э. Ожешко. В здании работали: в 1940-41 Государственный польский театр кукол БССР, в 1945-47 Государственный русский драматический театр БССР, в 1947-83 Театр драматический областной, с 1984 года театр кукол.

            Сам кукольный театр значительно моложе его стен, его официальное открытие состоялось в 1980 году. В 1981 году 25 мая состоялась премьера первого спектакля «Людвиг и Тутта» С. Христовского и В. Богача. Это была первая постановка в данном театре режиссёра Сергея Юркевича. Сценография была Леонида Быкова. На сегодняшний день репертуар театра насчитывает свыше 50-ти спектаклей, как для молодёжи, так и для взрослого поколения. Особое внимание, при этом, уделяется детям. Театральный репертуар способен удовлетворить вкус даже самого взыскательного зрителя, он характеризуется разнообразием жанров и постановок, число которых увеличивается с каждым годом.
        Сайт кукольного театра: http://www.grodnolyalka.by
      Если нажмёте на ссылку, то откроется виртуальная панорама кукольного театра (до реконструкции 2012 года).
       Фильм из цикла "Истории Виктора Саяпина" "Гродненский театр кукол" здесь... (продолжительность 20 минут 13 секунд).

 А теперь, друзья, Новый замок ждет нас...

 Новый замок был построен в Гродно напротив старого дворца (Старый замок) во время правления польского короля и великого князя литовского Августа III как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских, по проекту Карла Фридриха Пёппельмана (1734-1751 г.г.). 

Стиль рококо (иначе - позднего барокко). Архитекторы смогли объединить Новый и Старый замки в один дворцово-парковый комплекс. Именно такая задача была заложена еще при  Стефане Батории. Сейчас замки великолепно гармонируют, создавая собой единое пространство. Новый замок по форме напоминает русскую букву «П», окна одного из фасадов выходят на живописный берег Немана.Отличительной особенностью Нового замка является контраст между внешней и внутренней отделкой - фасад был очень скромным, чего не скажешь о его внутреннем убранстве. Последний король Речи Посполитой любил роскошь. Замок поражал и заставлял восхищаться своих современников. Он помнит пышные балы, шикарные обеды  и последние дни последнего короля некогда самой большой страны Европы. Сюда в XVIII веке съезжались кареты королей, сенаторов, послов. Здесь проходили генеральные сеймы I Речи Посполитой.  К сожалению, от внутреннего убранства замка не осталось практически ничего - всё выгорело во время Великой Отечественной войны. Единственный оригинальный и не тронутый войной элемент замка - это въездные ворота с колоннами. Сохранились и кордегардии - помещения для королевской охраны.
            В одной части дворца находились королевские покои, в а другой - помещения, предназначенные для заседаний сейма. Для нужд сейма во дворе также в 1726 году было построено специальное здание. После 1750 года построена часовня, крытая куполом, частично сохранились также въездные ворота. В 1789 году он был реконструирован архитектором Джузеппе Сакко. Таким образом, боковые здания образовывали парадный двор, замыкающийся двумя флигелями.
В этом здании в ноябре 1793 года прошел знаменитый «молчальный», или «немой» сейм, на котором был утвержден  второй передел Речи Посполитой - событие, окончательно определившее судьбу ее существования. Во время сейма было подписано соглашение о разделе Речи Посполитой с Россией и Пруссией, а в 1795 году польский король и великий князь литовский Станислав Август Понятовский поставил подпись под актом отречения. Король жил в нём до 1797 года. После разделов Речи Посполитой российские власти устроили во дворце госпиталь и казармы.

В период  второй мировой войны замок был основательно разрушен. В июне 1941 году он сгорел в результате в результате бомбёжки.
 В 1952 году перестроен и восстановлен архитектором В. Вараксиным, правда, уже в другом, классическом стиле. Оригинальный вид сохранился только у въездных ворот и скульптуры сфинксов.
С 1950 по 1990 годы здесь размещался Гродненский областной комитет КПБ, а с 1990 года располагается историко-археологический музей и областная библиотека имени Карского. А недавно в замке начали расписывать молодоженов, которые могут почувствовать себя королевскими особами.
 Дорогие друзья.В городе Гродно много достопримечательностей, и обо всех невозможно рассказать за одно путешествие. Поэтому хочу сказать, что это лишь начало. Продолжение следует... В музеях города Гродно мы побываем в следующий раз. А теперь просто погуляем по тихим улочкам города...








 Вечерний город
Здравствуй, город вечерний,
Без огней и причуд.
Где с надрывом тревожным
Под гитару поют.
Город тихий как вечер,
Без рекламных огней.
Город юности нашей,
Город юных страстей.
Не вонзаются в небо
Шпили пышных колонн-
Память сердца отлита
В мрамор, бронзу, бетон.
Город доброй надежды,
Город ласковых глаз…
Гродно – милый мой город-
В каждом сердце у нас!
Город новый и старый-
Скромный житель эпох,
Люди суетны, грешны.
Только Ты словно Бог!..
А.И.Костюк


9 комментариев:

  1. Алина, спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  2. Алиночка, огромное спасибо за прекрасную экскурсию по Вашему городу!

    ОтветитьУдалить
  3. Алина, спасибо за замечательную экскурсию.Удивительные, красивые здания, очень чистый город. Поразил кафедральный собор (красивое сочетание цветов, изысканная архитектура) и необычная форма здания театра. Захотелось самой побродить по улицам Вашего города. Жду новых экскурсий.

    ОтветитьУдалить
  4. Побывала на экскурсии. Спасибо интересно было посмотреть новые места. Стихотворение замечательное.

    ОтветитьУдалить
  5. Как величественно, даже величаво. Очень красивый город. Спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
  6. Мне тоже понравился город, так и захотелось походить по улицам, посмотреть все его примечательности.

    ОтветитьУдалить
  7. Какой богатый материал. Спасибо. Алина, как это у Вас получается работы оформлять в такие рамки?

    ОтветитьУдалить
  8. каложа - это от какого слова? прям даже писать не хочется. Исключительно и всегда только "КОложа". Материал старый, а все равно поисковик находит и люди это читают!!!

    ОтветитьУдалить