среда, 24 июля 2013 г.

К юбилею писателя

27 июля 160 лет со дня рождения Владимира Короленко,
русского писателя  
 Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава “судьи праведного”. Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужны большое мужество и стойкость. 

    Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, затем поступил в Московскую Петровскую Сельскохозяйственную Академию. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко. 

    Его аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и, как ему казалось, эта истина была в народе. 

    Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии. 

    Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где стал готовиться, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и террор народников. Короленко вновь был арестован и отныне стал “бесповоротно подозрительным“. 

    С ярлыком “политически неблагонадежен” Короленко отправили в город Глазов Вятской губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется от наивного книжно-романтического представления о крестьянине, борющемся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно то, что мечтает ему предложить аристократическая интеллигенция. 

    В то же время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы и просто любят его. В результате его высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал — за попытку к бегству). Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, что ищут народники в крестьянских душах. 

    Короленко считал терроризм явлением, противным человеческой природе. Один из его друзей, в то время, когда Короленко мучился, присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул, он обязательно бы стал террористом. Но это противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести. 

    В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть, ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, как и раньше в Глазове. 

    Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам и т. д. 

    Как мне кажется, в своем рассказе “Чудная” (1880 год) он как бы представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: “Сломать ее можно… ну а согнуть — сам, чай, видел: не гнутся такие”. 

    За годы скитания по тюрьмам и ссылкам писатель встречал разных людей: убийцы и жертвы часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств. 

    Убийство и пролитие крови — темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о “стройном порядке в мире”, но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой. 

    Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность — она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, — вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти. 

    Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен. 

    Словами “Человек создан для счастья, как птица для полета“ в рассказе “Парадокс“ Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек — часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность. 

    После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался поднять гражданский дух общества и дать массовый отпор убийствам и пыткам. 

    Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом “История моего современника”, где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков. 

    Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия “литература” и “борьба” для Короленко были едины, как понятия “человек” и “гражданин”. Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.




Москва, Художественная литература, 1980
«Сибирь — это настоящее складочное место российской драмы, и я положительно советовал бы нашим молодым драматургам проехаться по этому скорбному тракту…» — писал В. Г. Короленко в 1881 году.
Те впечатления, которые вынес писатель за время своих ссыльных скитаний, главным образом в годы сибирской ссылки, легли в основу художественных произведений, составивших настоящее издание.
Москва, Советская Россия, 1983
«Дети подземелья» — повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России.
Нельзя без волнения читать эту незабываемую повесть. Она написана так правдиво, с таким горячим сочувствием и любовью к несчастным людям!
Автор повести, русский писатель Владимир Галактионович Короленко, вырос на Украине, в небогатой, трудовой семье. В своих произведениях он всегда боролся за правду. Короленко не мог равнодушно смотреть на страдания простого народа, горячо ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость в общественной жизни.
Короленко написал много прекрасных произведений. Одним из первых была повесть «В дурном обществе» (1885). Вскоре с небольшими сокращениями ее напечатали для детей под названием «Дети подземелья».
Книга иллюстрирована замечательным художником Вениамином Костицыным.
Минск, Народная асвета, 1979
В.Г. Короленко изображает тяжелую жизнь городской бедноты в царской России, с нежностью и любовью пишет о детях, которые в условиях бесправия и нищеты умеют ценить дружбу и человеческую отзывчивость.
Книга адресуется детям младшего и среднего школьного возраста.
Иллюстрированное издание, художник П.В. Калинин
Минск, Юнацтва, 1981
Знаменитая повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» — классическое произведение, наполненное особым лиризмом и философским смыслом. Это трогательное повествование о доброте, любви и сострадании.
Иллюстрированное издание, художник — В.А. Губарев.




3 комментария:

  1. " Дети подземелья".. Впервые мне читала мама, потом, уже научившись читать, читала сама. Прошло много времени, но я помню до сих пор тот комок, застрявший в горле, и слёзы...

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательный пост, все в одном месте! Прекрасно!

    ОтветитьУдалить