понедельник, 19 августа 2013 г.

Имидж учителя


Дорогие коллеги!
От того, как мы выглядим, зависит наше настроение, и не только. Давайте прислушаемся к  полезным советам, ведь скоро в школу…

Имидж педагога


Каждая профессия предъявляет требования  к набору  способностей, проявлению  эмоций и мыслей. Чем более длительное  время   человек занимается каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональные  черты. Специфика педагогической деятельности учителя заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Это обусловлено  большим  объемом  аналитической деятельности мозга, хроническим  дефицитом  времени и высоким  уровнем  личной мотивации  педагога. Все эти особенности несут отпечаток на имидже  учителя.

                                    
Имидж  – это  целенаправленно созданный образ какого-либо лица, явления, предмета, Он  фиксирует  определенные характеристики и  оказывает  эмоционально-психологическое воздействие на окружающих. Секрет успеха профессионального имиджа  учителя   прямо  зависит  от того, насколько удачно  создан  облик, который  соответствует ожиданиям других людей. Имидж, который  постоянно  не подкрепляется в реальности, не имеет смысла. Для педагога  как  профессионала важен контакт с окружающим миром. Поэтому главной  составляющей  его имиджа являются:
1.       высокая самооценка и уверенность в себе 
2.       позитивный  взгляд на мир
3.       социальная и личная ответственность за реальные  дела
4.       желание меняться  в  соответствии с велениями времени
5.       умение  разумно рисковать
Если ваша  жизненная  установка не способствует успеху , измените ее, измените свой имидж – тогда   и вас ожидает успех!
Учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, выделяются компоненты:
·           внешний
·           процессуальный
·           внутренний 
Внешняя составляющая  — это мимика, жесты, тембр и силу голоса, одежда, манеры, походка.
Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчать  или затруднять педагогическое общение.
сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом,  имидж учителя содержит следующие структурные компоненты:
Требования  к  внешнему  виду  педагога
                                   
·          Культура одежды  является визитной карточкой учителя..
·          Стиль одежды .Классический, несколько  консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды Внешний вид педагога   должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный .  Он   должен внушать уважение , вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
·          Силуэт одежды . Большинство людей  воспринимают  респектабельный костюм как   свидетельство  солидного статуса  его  владельца. Силуэт  респектабельного  костюма — это такой, который   приближается  к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (как для женщин, так и для мужчин). К респектабельному  стилю не относятся  джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы  или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании   людей такие  элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют  о низком социальном статусе его владельца. 
·           
·          Форма одежды . Идеальная  форма одежды для учителя та, что  способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а  на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он  подчеркивает профессиональные, личные качества  педагога и официальность  его  отношений с учениками. К деловому костюму относится   пиджак с юбкой или брюками и блузку. Это может быть также красивое, элегантное, но деловое  платье.
·          Цвет одежды. Учитель может корректировать свой имидж, улучшить его, меняя свои цвета в одежде .Общепринято, что  черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает  внимание   учеников только  к внешнему виду учителя. Лучше  выбрать  пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении  материала. Правильный  выбор  цветовой  гаммы  одежды педагога  может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
·          Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует  избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.



·          Украшения.   Украшений в  наряде   педагога должно быть минимальное количество. Они должны быть неяркими, неброскими. Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
·          В противном  случае, в течение урока ученики будут изучать шикарное  новое колье  педагога вместо того, чтобы учиться.
·          Прическа, макияж.  Они должны  производить впечатление ухоженной женщины. Лучше  выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр  нужно   подобрать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть достаточно строгой, а  цвет волос — естественным.
·          Удачно подобранный гардероб способствует  благоприятному  впечатлению  внешнего вида   педагога на окружающих. Он  выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Деловые качества  и  профессиональные манеры
·          Для имиджа педагога  важны деловые качества – профессиональная  компетентность, пунктуальность, деловитость. 
·          Уважение к чужому труду, к чужому времени .Потребность в самообразовании: постоянный  интерес к научно-методическим инновациям. 
·          Профессиональные  манеры, соблюдение делового  этикета  в общении с учащимися,  коллегами, родителями школьников. А также — соблюдения субординации. 
·          Правильная  лексика, отсутствие жаргонных  слов.
·          Негативно  влияет  на  имидж педагога  курение, тем более  употребление алкогольных напитков.
Голос
·           Голос – это  главное орудие труда  педагога на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях
·          . Над своим звуковым имиджем нужно  постоянно работать
·          Голосом можно  увлечь, овладеть вниманием  аудитории  при условии  использования правильной дикции, тона, громкости, выразительности. Если использовать в голосе повышенные, невротические тона, это отталкивает и раздражает  аудитории
Арома-имидж
 Запах  – это  сигнал о его социальном статусе  человека, один из главных  показателей того, из какого социального слоя человек ( дорогие духи  бизнес-леди, например)
·          Запах  сильно действует на подсознание. Дети привыкают к запаху любимого учителя. 
·          Арома - имидж включает в себя аромат классной комнаты, запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения . 
·           Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
·          Запахи    базилика, шалфея, лавра, гвоздики, розмарина, кориандра, ромашки, кедра, лимона  улучшают память;  
·          Запахи  сосны, эвкалипта, герани, можжевельника, полыни, мяты, розмарина, чабреца активизируют умственную деятельность.
·          Запахи  фенхеля, розы, герани, чабреца, можжевельника, аниса, жасмина  успокаивают
·          Запахи  эвкалипта, пихты, розмарина, шалфея, лимона  позитивно  воздействуют на нервную систему, имеют  бактерицидные свойства. 
Но  случается,  что все   имеются  элементы правильного  имиджа , но он все-равно не дает желаемого результат. Возможно, вам  не хватает  самого главного  аспекта вашего личного успешного  имиджа  – привлекательности в глазах окружающих.
Привлекательные люди:
·          естественно ведут себя 
·          дружелюбны, с ними легко общаться
·          уверены в себе
·          умеют легко  вызывать человека на разговор о нем самом; 
·          часто и  искренне улыбаются
·          имеют  хорошее чувство юмора 
·          часто и   искренне  говорят комплименты
·          знают нормы  этикета  и следуют им
·          способны  посмеяться над собой 
·          понимают,что возможности  человека  ограничены, и  не на все вопросы  есть ответы 
Стратегия  технологии успешного имиджа учителя 
1.
  Найдите свой  смысл жизни, поставьте планку потребностей
2. Проведите  инвентаризацию своих способностей и возможностей, Сделайте анализ того, что имеете и что можете сами  изменить к лучшему
3. Развивайте чувство собственного достоинства , избавьтесь  от заниженной или завышенной самооценки. Возможно, нужно  избавиться от невротического поведения.Оно  препятствует   созданию  успешного  имиджа.
4. Ваши правила: самовоспитание, самоорганизация, самоконтроль,  самообразование, то есть, постоянный интерес к профессиональному росту, к науке, к психологии .
5. Найдите  свои  методы мотивации  к успеху, отмечайте  и гордитесь   вашим  каждым  шагом  вперед
6. Развивайте позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех
7. Работайте  над своим духовным содержанием, только соблюдая   духовные законы , вы  найдете путь к успеху.
Способность и желание   учителя  «расти» - это  о дно из главных  качеств учителя .Каким бы высоким   ни был  профессиональный  уровень  подготовки  учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.
Ведь издавна  традицией   на  Руси было, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чего  мнение было авторитетным, а сам он -  эталоном поведения.

Поэтому так важен сегодня  профессиональный  имидж учителя.

6 комментариев:

  1. Алина, спасибо за интересный пост.

    ОтветитьУдалить
  2. Алиночка,спасибо большое за информацию.Утащила для педсовета или круглого стола.Пора у нас в школе показать этот материал.Умница!

    ОтветитьУдалить
  3. Прекрасная заметка, а главное своевременная. Скоро в школу и хочется соответствовать)))

    ОтветитьУдалить
  4. Актуальная и нужная информация, особенно для молодых учителей, которые порой забывают,для чего они в школе(((

    ОтветитьУдалить